"Здоровая семья - здоровые дети"

Адаптация к школе: советы родителям 

Адаптация – процесс достаточно длительный, это привыкание к новому режиму, условиям, окружению. Если ваш ребенок скоро идет в первый класс, самое время заняться подготовкой уже сейчас. Каждый малыш осознает перемены и переживает их по-своему, период адаптации может продолжаться от пары недель до 5-6 месяцев. Это зависит от характера первоклассника, его окружения, уровня сложности школьной программы, степени готовности ребенка. Очень важна и поддержка близких людей: чем сильнее чадо будет ее ощущать – тем легче пройдет процесс адаптации. 

 

Условно адаптацию делят на три этапа: первый – «Физиологическая буря», это начало привыкания, который сопровождается перенапряжением и бурными реакциями организма. Второй этап – неустойчивое приспособление, организм еще ищет варианты реакции на тот или иной раздражитель. Третий – полная адаптация, когда ребенок уже находит свое место в классе, успешно социализируется, хорошо справляется с программой. Очень важна как психологическая, так и социальная адаптация. Зачастую в школах в октябре-ноябре школьные психологи проводят диагностику среди учащихся 1 и 5 классов, чтобы проверить, все ли дети смогли адаптироваться. 

Первый раз в первый класс 

Как правило, первоклассники идут в школу с удовольствием, для них – это еще одна увлекательная игра, познание чего-то нового и необычного. Однако на протяжении первых месяцев обучение отношение к образовательному процессу может резко поменяться. Жесткие требования учителей, насыщенная программа, перегрузки, дополнительные задания – это факторы, вызывающие у первоклассников страх перед школой, учителем или уроками. 

 

Родителям стоит обратить самое пристальное внимание на состояние ребенка в первый месяц обучения – это так называемая «острая адаптация». В этот период не нужно перегружать чадо дополнительными заданиями: записаться в спортивную секцию или на кружок можно и с октября-ноября, а в сентябре позволить малышу спокойно привыкать к новому роду деятельности. Также не стоит резко менять ритм жизни первоклассника, мотивируя это тем, что «Ты уже взрослый, все можешь сам». В 7-летнем возрасте более чем в любом другом, ребенку очень нужна ваша помощь и поддержка. 

Важные нюансы: 

 

Установите вместе с ребенком режим дня, подготовка домашних заданий и школа должна чередоваться с активным отдыхом. Ребенок должен соблюдать режим: при нарушении распорядка первоклассник быстро устает, становится рассеянным, у него появляются головные боли, снижается умственная деятельность, пропадает желание учиться. Старайтесь не торопить ребенка, рассчитывайте свое время: если вы знаете, что ваше чадо медлительное – выделяйте больше минут на сборы, лучше вы встанете на 15 минут раньше, но уж точно не будете торопиться, как на пожар, и не будете бояться опоздать. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, обязательно подбодрите его, а не прощайтесь в стиле: «Чтобы не было плохих оценок» или «Смотри, чтобы учителя на тебя не жаловались». 

После школы не торопите ребенка, пусть он отдохнет хотя бы час-полтора, а потом садится за уроки. Не предлагайте сразу свою помощь, наберитесь терпения. Если первоклассник с чем-то не справляется, предложите подумать над задачей вместе, чаще его мотивируйте. Будьте внимательны к жалобам ребенка: усталость, головные боли, сонливость – это объективные признаки того, что адаптация проходит тяжело, в ваших силах облегчить ее. 

·        Принимайте ребенка таким, какой он есть, не стремитесь сравнивать его с одноклассниками или одногодками – вы либо занизите самооценку первоклассника либо разовьете в нем непомерную гордость; 

·        Наладьте контакт с классным руководителем, школьным психологом, запишите их телефон, чтобы в случае чего можно было расспросить или посоветоваться с опытными людьми; 

·        Проявляйте интерес к своему ребенку. Если он чем-то недоволен или расстроен, просто выслушайте его. Не думайте, что детские проблемы менее важны, чем проблемы взрослых; 

·        Если ваш ребенок медленно считает или неаккуратно пишет – не критикуйте его, лучше помогите ему потренироваться. Критика – страшное оружие для маленьких детей, особенно, если их ругают прилюдно; 

·        Поощряйте ребенка за успехи, стимулируйте к совершенствованию. Даже «уже взрослому» первокласснику нужна ваша забота: если вы рассказываете ему сказку перед сном или вместе слушаете записи – пусть это останется вашим семейным ритуалом. Ребенок будет знать, что многое в его жизни останется постоянным, а значит, и напряжение постепенно уйдет; 

·        Не высказывайтесь негативно о методиках школы, учителях, одноклассниках ребенка в присутствии чада, даже если вам кажется, что повод весомый. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником – так проблемные ситуации решить куда проще; 

·        Помогите ребенку социализироваться: когда у него появятся первые товарищи и друзья, пригласите их в дом на мороженое или тортик с чаем. Дома для ребенка очень важна атмосфера эмоционального комфорта, он должен знать, что здесь его очень любят и ценят; 

Основные признаки дезадаптации – это жалобы ребенка. Если в первые пару недель это нормально, то в дальнейшем эти признаки негативно будут влиять на учебу. Проявление агрессии или упрямства, чрезмерная подвижность, невозможность сосредоточиться, немотивированные капризы – на эти проявления просто нельзя не обратить внимание. В этом случае, родителям лучше действовать сообща с психологом и учителем, чтобы ускорить и упростить адаптацию. 

Как вы поняли, с вашей стороны требуется поддержка, внимание и понимание, а остальное приложится! Если ребенок будет уверен в вас, у него появится и уверенность в собственных силах, и из школы он будет возвращаться спокойным и радостным, с новыми открытиями и знаниями!

 Информация для родителей 5-классников  

Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни ребенка. Вчера он ещё был маленьким, а завтра будет солидным пятиклассником. В пятом классе ребенка ждет новая взрослая жизнь, новая система обучения: классный руководитель и учителя- предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.  

   

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается.  

   

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.  

   

В такой период дети нередко меняются — тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат — у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.  

  

Возможные трудности школьной жизни детей: 

  

  

В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки: 

  

   

Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.  

   

Причины психологических трудностей: 

  

   

Для того чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации.  

   

Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.  

   

Следует обратить внимание родителей на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.  


Рекомендации для родителей:  

   

  

  

  

  

  

  

  


Советы пятикласснику:  


Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы  

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.  

  

Подростковый возраст (10-15 лет) — период бурного роста и развития организма. Границы подросткового периода совпадают с обучением в V-IX классах школы.  

   

Родители считают детей этого возраста трудными, "неслухами", педагоги и психологи называют этот период "переходным", "критическим". Многочисленные житейские наблюдения за подростками и не менее многочисленные научные исследования подтверждают действительную сложность происходящих в этом возрасте процессов развития. 

  

Коротко основное содержание подросткового периода определяется как переход от детства к взрослости. Начало перестройки организма связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости.  

  

Идет половое созревание. Наиболее интенсивны эти процессы у девочек в 11-13 лет, у мальчиков — в 13-15 лет. Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.  

   

Однако относить трудности развития подростков только за счет полового созревания не следует. Анатомо-физиологические изменения организма — "природа" подростка сосуществует с тем, что называют культурой, т. е. конкретными общественно-историческими условиями жизни и развития. Изменить "природу" мы не можем, но создать условия для бесконфликтного перехода от детства к взрослости, приложив к тому максимум усилий, можем.  

  

Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.  

   

Некоторые психологи выделяют у детей подросткового возраста особое свойство личности, которое называют чувством взрослости. Это чувство может возникать в результате осознания подростком сдвигов в своем физическом развитии. Во взаимоотношениях со взрослыми подросток уже не чувствует себя ребенком, он может и желает участвовать в общем труде, иметь серьезные обязанности и поручения.  

  

Подросток — это ребенок, становящийся взрослым. Внешне подросток мало похож на взрослого: играет, дерется, шалит, скачет. Но за внешней непохожестью, за "детскостью" скрывается то незаметное, о чем часто не подозревают родители, — "взрослость". Главным в личности подростка является возникшее и все более и более утверждающееся чувство, что он уже не ребенок. Но очень часто представление подростка о себе как о взрослом человеке не совпадает с мнением о нем окружающих людей: родителей, соседей, знакомых, а иногда и учителей.  

  

Конечно, "чувство взрослости" — это скорее стремление быть взрослым и внутреннее отрицание своей принадлежности к детям, чем настоящая "взрослость". И отношение взрослых к подростку зачастую остается прежним: "Мал еще, чтобы указывать". Такое отношение часто приводит к драматическим конфликтам между родителями и подростками. Конечно, трудно родителям видеть, как их дочка, подражая моде, надевает на себя несуразные платья, подкрашивает глаза, а от сына пахнет табаком. Но для того, чтобы избежать серьезных последствий переходного возраста, взрослые должны научиться относиться к своим детям как к взрослым людям. Основной причиной конфликтов является несоответствие между отношением к подростку как к ребенку и представлением подростка о себе как о взрослом человеке, имеющем новые права. Во избежание конфликта необходимо найти для подростка новое место рядом с собой, предоставить ему ту степень самостоятельности, которая соответствует его возможностям, общественным требованиям к нему и позволяет взрослому влиять и руководить подростком. Если взрослые не меняют систему своих отношений с подростком, то нужные для себя отношения дети находят среди своих ровесников. И, к сожалению, не всегда эти отношения строятся на правильных основаниях, на системе моральных ценностей, принятых в обществе.  

   

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно о психологической адаптации учащихся- так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система), и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).  

   

Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе":  

   

1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.  

2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.  

3. Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.  

   

Большинство проблем, трудностей адаптации вызвано двумя группами причин: недостатками в обучении школьников и нарушениями характера их общения со значимыми людьми.  

  

К сожалению, мы, классные руководители, ничего не можем сегодня сказать о состоянии здоровья пятиклассников. Медосмотр будет только в январе. Однако, если вы, родители, знаете, что у ваших детей есть проблемы со здоровьем, должны быть у ребёнка какие-то ограничения при занятиях физкультурой, то надо заранее принести справку из поликлиники и сдать классному руководителю.  

  

Вы будете встречаться с классным руководителем 1-2 раза в четверть на родительских собраниях, а между собраниями вас тоже хотелось бы видеть в школе. Возникнут проблемы, приходите, будем искать общее решение. Приходите и просто так, чтобы дети видели, что их судьба, их успехи вам не безразличны.  

  

Позвольте в заключении, уважаемые родители дать вам несколько советов: 

  

   

Желаем успехов!  


Пятиклассники должны: 

  

  

  

  

  

  

  

   

Пятиклассник постепенно начинает сам контролировать свою учебную работу, появляется самоконтроль. Ребенку необходим так называемый пооперационный контроль за процессом учебной деятельности. То есть необходимо наблюдать за правильным выполнением всех операций, а не только смотреть на конечный результат работы. Ребенок должен учиться сам контролировать процесс учебы, тогда у него сформируется такая важная психическая функция, как внимание

Как научить ребенка делать домашние задания?

Почему детям, а вместе с ними и родителям так тяжело даются домашние задания и как это исправить, рассказывает д. б. н., профессор, академик РАО, директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких.

«Для ребенка, особенно второклассника, домашние задания — это новый вид самостоятельной деятельности, требующей не только концентрации внимания, усидчивости, но и умения организовать свою деятельность. А это сложная работа, ведь ребенок при этом должен уметь:

Правила выполнения домашней работы